Подписка на рассылку 

Рекомендации совета Европы. Решение 1815 парламентской ассамблеи комитета министров совета Европы

 

Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы странам – членам Совета Европы «…принять все разумные меры для уменьшения воздействия электромагнитных полей, особенно в отношении высокочастотных излучений от мобильных телефонов, в частности, воздействия на детей и молодежь, которые, как представляется, подвергаются наибольшему риску…».
Май 2011 года.

Страны, члены Совета Европы — Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, «Бывшая югославская республика Македония», Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия (с 28.02.1996), Румыния , Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.

1. Парламентская Ассамблея неоднократно подчеркивала важность усилий государств по сохранению и оздоровлению окружающей среды, что указано во многих уставах, конвенциях, декларациях и протоколах, оформленных после проведения Конференции ООН по окружающей среде человека и принятия Стокгольмской декларации (Стокгольм, 1972 г.). Далее приведены ссылки на предыдущую работу Ассамблеи в данной области: Рекомендация 1863 (2009 г.) по окружающей среде и здравоохранению, Рекомендация 1947 (2010 г.) по шумовому и световому загрязнению среды, и, затрагивающая более общие вопросы, Рекомендация 1885 (2009 г.) по подготовке черновика дополнительного протокола по Европейской конвенции прав человека в отношении права на здоровую окружающую среду, а также Рекомендация 1430 (1999 г.) по доступу к информации, общественному участию в принятии решений относительно окружающей среды и доступу к правосудию – во исполнение Орхусской конвенции.

2. Потенциальное влияние на здоровье низкочастотных электромагнитных полей вокруг линий электропередачи и электрических устройств является предметом продолжающегося исследования и обширных публичных обсуждений. По утверждению Всемирной Организации Здравоохранения,  фактор влияния электромагнитных полей любых частот является одним из наиболее широко распространенных и стремительно увеличивающих охват своего действия, в отношении данного фактора высказываются различные опасения и гипотезы. В настоящее время, все население подвергается влиянию электромагнитных полей различной интенсивности, величина данного влияния будет увеличиваться по мере развития технологии.

3. Мобильная связь вошла в повседневный обиход во всем мире. Основой данной беспроводной технологии служит обширная сеть стационарных антенн или базовых станций, передающих информацию посредством радиочастотных сигналов. В настоящее время, в мире насчитывается 1,4 миллионов базовых станций, количество которых значительно увеличивается с внедрением беспроводной технологии. Также все более растет число беспроводных сетей, обеспечивающих высокоскоростной доступ к интернету и различные услуги, такие как беспроводные локальные вычислительные сети, в домах, офисах и многих общественных заведениях (аэропорты, школы, жилые и городские зоны). По мере увеличения количества базовых станций и беспроводных локальных вычислительных сетей, увеличивается и воздействие высоких частот на население.

4. В то время как электромагнитные поля некоторых частотных диапазонов при использовании в медицине оказывают исключительно благоприятное воздействие, другие не ионизирующие излучения, источником которых могут быть, как низкочастотные поля вокруг линий электропередачи, так и некоторые высокочастотные волны в полях, создаваемых радарами, телекоммуникационными средствами и устройствами мобильной связи, по-видимому, в той или иной степени оказывают потенциально вредное, нетепловое, биологическое воздействие на растения, насекомых и животных, а также на тело человека, даже в тех случаях, когда уровни воздействия не превышают официально принятые предельные значения.

5. Что касается стандартов или предельных уровней электромагнитных полей всех типов и частот, Ассамблея рекомендует применение принципа минимального практически приемлемого риска (или принципа “настолько низко, насколько это разумно достижимо”) в отношении как, так называемого теплового, так и нетеплового биологического воздействия электромагнитного излучения. Более того, следует применять принцип экологической предосторожности и в том случае, когда научная экспертиза не дает возможности определить риск с достаточной степенью достоверности, особенно учитывая рост воздействия на население, включая такие чрезвычайно уязвимые группы, как молодежь и дети, что может повлечь за собой очень значительные экономические и гуманитарные последствия, в случае пренебрежения ранними предупреждениями.

6. Ассамблея с сожалением констатирует, что, несмотря на призывы к соблюдению принципа экологической предосторожности, несмотря на все рекомендации, декларации и некоторые подвижки в государственной политике и законодательстве, противодействие известным и новым рискам для окружающей среды и здоровья осуществляется недостаточно эффективно, принятие и выполнение эффективных предупредительных мер практически всегда происходит с задержкой.
Откладывание мероприятий по предотвращению широко известных рисков до того момента, когда будут получены научные и клинические подтверждения на высоком уровне, может стать причиной очень значительных экономических и гуманитарных последствий, как это было в случае асбеста, этилированного бензина и табака.

7. Более того, Ассамблея настоящим указывает на существование очевидных параллелей между проблемой электромагнитных полей или волн и потенциальных последствий для окружающей среды и здоровья и другими актуальными вопросами, такими как лицензирование лекарственных средств, химических продуктов, пестицидов, тяжелых металлов или генетически модифицированных организмов. Таким образом, подчеркивается первостепенное значение независимой и достоверной научной экспертизы для проведения открытой и сбалансированной
оценки потенциального негативного влияния на окружающую среду и здоровье человека.

8. В свете вышеприведенных соображений Ассамблея рекомендует странам – членам Совета Европы
8.1. в том, что касается общих условий:
8.1.1. принять все разумные меры для уменьшения воздействия            электромагнитных полей, особенно в отношении высокочастотных излучений от мобильных телефонов, в частности, воздействия на детей и молодежь, которые, как представляется, подвергаются наибольшему риску возникновения опухолей головы;
8.1.2. пересмотреть научное обоснование для существующих в настоящее время стандартов по воздействию электромагнитного поля, установленных Международной комиссией по защите от неионизирующего излучения, и имеющих значительные ограничения, использовать принцип “настолько низко, насколько это разумно достижимо” (принцип минимального практически приемлемого риска) в отношении, как теплового воздействия, так и нетеплового или биологического воздействия электромагнитного излучения;
8.1.3. провести информационные и ознакомительные кампании по рискам потенциально вредного биологического воздействия на окружающую среду и здоровье человека с длительными последствиями, основной целевой группой данных кампаний должны стать дети, подростки и молодые люди репродуктивного возраста;
8.1.4. уделять особое внимание “электрочувствительным” людям, страдающим синдромом непереносимости электромагнитных полей и применять специальные меры для защиты данных людей, включая создание без волновых зон, в которых не действует беспроводная сеть.
8.1.5. для снижения издержек, экономии энергии и защиты окружающей среды и здоровья человека активизировать исследование новых типов антенн и мобильных телефонов и устройств, работающих по стандарту DECT, а также стимулировать исследования для развития телекоммуникации, основанной на других в равной степени эффективных технологиях, но оказывающих меньшее негативное влияние на окружающую среду и здоровье;
8.2. в том, что касается личного пользования мобильными телефонами, телефонами, работающими по стандарту DECT, WiFi, WLAN и WIMAX для компьютеров и других беспроводных устройств, таких как радионяни:
8.2.1. в соответствии с принципом экологической предосторожности , установить
предупредительные пороговые величины для всех закрытых помещений: при долгосрочном воздействии сверхвысокочастотных волн – не более 0,6 В/м, при среднесрочном воздействии данная величина должна быть снижена до 0,2 В/м;
8.2.2. обеспечить проведение процедур по анализу риска в отношении всех новых типов устройств до выдачи лицензии на данные виды устройств; 8.2.3. ввести ясную маркировку, включающую указание на наличие высокочастотных волн или
электромагнитных полей, мощность передачи или удельную мощность излучения устройства, а также любых рисков для здоровья, связанных с использованием данного устройства;
8.2.4. ознакомить с потенциальными рисками для здоровья при использовании телефонов, работающих по стандарту DECT, радионянь и другой бытовой техники, которая служит источником незатухающих пульсовых волн в том случае, если все электрооборудование постоянно находится в режиме ожидания, и рекомендовать использовать дома проводные, стационарные телефоны, или, если это невозможно, модели, которые не являются постоянным источником пульсовых волн.
8.3. в том, что касается защиты детей:
8.3.1. проводить в различных организациях (учебных, экологических, учреждениях
здравоохранения) целевые информационные кампании, направленные на предупреждение учителей, родителей и детей об особых рисках раннего, непродуманного и длительного использования мобильных телефонов и других устройств, являющихся источником высокочастотных волн;
8.3.2. при работе с детьми в целом, и особенно при работе с детьми в школах и классных комнатах, отдавать предпочтение проводным Интернет-соединениям, и строго регулировать использование мобильных телефонов детьми на территории школы.
8.4. в том, что касается планирования строительства линий электропередачи и базовых станций с радиорелейными антеннами:
8.4.1. принять в градостроительстве меры, обеспечивающие безопасное расстояние между высоковольтными линиями и другими электроустановками и жилыми домами;
8.4.2. строго следовать стандартам безопасности для обеспечения новых жилых домов качественными электрическими системами;
8.4.3. снизить пороговые значения для радиорелейных антенн в соответствии с принципом “настолько низко, насколько это разумно достижимо”, и установить системы для полного и постоянного контроля за всеми антеннами;
8.4.4. определять места расположения любых новых антенн GSM, UMTS, WiFi или WIMAX не только с учетом интересов оператора, но и консультаций с местными и региональными государственными чиновниками, местными жителями и ассоциациями заинтересованных горожан.
8.5. в том, что касается оценки риска и мер предосторожности:
8.5.1. оценка риска должна быть в большей мере направленной на предупреждение;
8.5.2. улучшить стандарты и качество оценки риска путем создания стандартной шкалы риска, введения обязательного указания уровня риска, подготовки нескольких гипотез в отношении риска и рассмотрения пригодности для условий реальной жизни;
8.5.3. уделять внимание и покровительствовать ученым, работа которых способствует распознаванию ранних предупреждений;
8.5.4. сформулировать ориентированное на права человека определение принципа “настолько низко, насколько это разумно возможно” и принципа экологической предосторожности;
8.5.5. увеличить государственное финансирование независимых исследований, в частности, посредством промышленных грантов и налогообложения изделий, которые являются предметом общественного исследования, направленного на оценку риска для здоровья;
8.5.6. создать независимую комиссию для распределения государственных средств;
8.5.7. обеспечить обязательность прозрачности деятельности лоббирующих групп;
8.5.8. способствовать проведению плюралистичных дискуссий между лицами,
придерживающимися разных точек зрения, с участием всех заинтересованных сторон, включая гражданское общество (Орхусская конвенция).

Текст принят Постоянным Комитетом, действующим от лица Ассамблеи, 27 мая 2011 г. (см. Док. 12608, отчет Комитета по окружающей среде, сельскому хозяйству, местным и региональным делам, докладчик: мистер Хасс).