Подписка на рассылку 

Результаты шестилетнего мониторинга психофизиологических показателей детей — пользователей мобильной связью

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН, Москва, Россия, Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва.

В период с 2006 года по настоящее время первично обследовано 237 человек (6 – 15 лет), из которых 156 детей находятся под наблюдением более 2 лет (58 – 2 года, 48 – 3 года, 21– 4 года, 14 – 5 лет и 15 – 6 лет). Контрольная группа — 67 детей, тестовая (дети-пользователи) — 170.

Воздействие мобильного телефона на детей

Полученные результаты указывают на мультивариантность возможного воздействия излучения мобильных телефонов на нервную систему детей. Установлено, что у детей, пользующихся мобильными телефонами (МТ), увеличивается время реакции на звуковой (ВРЗС) и световой сигналы (ВРСС). В частности, у детей 7-летнего возраста для ВРСС этот эффект проявляется в том случае, если суммарное время пользования МТ составляет 360 мин, а для ВРЗС – 730 мин. У всех детей-пользователей МТ выявлен эффект увеличения числа нарушений фонематического восприятия, которые являются признаками неверного восприятия на слух близких по звучанию или сходных по артикуляции звуков речи.

Зарегистрировано снижение показателя работоспособности (у 50,7%) и повышение параметра утомления (в 39,7% случаев). Кроме этого, были установлены изменения высших психических функций. В частности, снижение показателей устойчивости произвольного внимания: в 14,3% случаев отмечено снижение показателя продуктивности выполнения тестового задания и в 19,4% случаев – показателя точности. Так же было зарегистрировано изменение показателей смысловой памяти. Снижение показателя точности выполнения задания выявлено у 19,4% учащихся и в 30,1% случаев отмечено увеличение времени выполнения задания.

Описанные выше эффекты отражаются на успешности ребёнка при обучении в школе. Так, выявленное возрастание числа нарушений фонематического восприятия увеличивает вероятность ошибок в речи и в письме, что снижает эффективность работы логопеда при проведении коррекционно-развивающих занятий. Несмотря на то, что в большинстве случаев изменение психофизиологических показателей выявлено пока в пределах возрастных норм, однако установлена устойчивая тенденция к снижению показателей с высоких величин до нижней границы нормы.

Таким образом, предварительные результаты позволяют сделать вывод, что излучение мобильных телефонов может оказывать негативное влияние на психофизическое здоровье детей. Следует подчеркнуть, что проводимые исследования не имеют аналогов как в России, так и за рубежом.

Хорсева Н.И., Григорьев Ю.Г., Горбунова Н.В.

Источник: материалы — IX международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии». Судак, Крым, Украина, 3-13 июня 2013 года.